Добрый день!

Меня зовут Васнина Алёна. Я психолог, консультант, арт - терапевт.
В профессию пришла в 2020 году, работая в социальном учреждении для пожилых людей с 2014 года.

Основа моей работы - пожилые люди с нейродегенеративными нарушениями (болезнь Альцгеймера, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви, болезнь Паркинсона), а также их родственники.

Не понаслышке знаю, насколько мучительно родственникам переживать такую тяжелую болезнь у своих близких, родных и любимых людей.

Ссылка на мою страницу: https://www.b17.ru/vasnina_alena/#main
Задать вопрос психологу

Пути решения конфликтов

Конфликты могут возникнуть в любой среде и при любых обстоятельствах, и это – нормально. Это  признак наличия отношений между людьми. Есть чудесная фраза «Если хотя бы один человек конструктивен и умеет управлять конфликтом – конфликт не состоится». Но как бы то ни было, полностью избежать конфликтов невозможно, особенно когда «накипает» и эмоции берут верх. А «родившись», конфликт продолжает развиваться, поэтому их нельзя оставлять без внимания и необходимо постараться решить конструктивным способом. Для этого существует множество различных методов разрешения конфликтов в зависимости от характера, участников,  инструментов и рычагов воздействия.

Модель разрешения конфликтов

Согласно многочисленным исследованиям, отношения (будь то личные или рабочие) рушатся не в результате конфликтов как таковых, а из-за неправильных форм разрешения их и нежелания находить компромиссы. Сами по себе конфликты  - это вовсе не плохо. Наоборот, они могут помочь выстроить близкие и качественные взаимоотношения при проверенных методах их решения.

Прежде чем применять те или иные методы разрешения конфликтных ситуаций, необходимо:

  • Принять тот факт, что конфликты неизбежны. Это действительно так, конфликты возникают у ВСЕХ людей на протяжении всей жизни, от этого никуда не деться.
  • Расширить свой взгляд на ситуацию в целом, не думать только в одном направлении.
  • Уважать мнение другого человека. Каждый имеет право думать так, как считает нужным.
  • Держать себя в рамках, обсуждать исключительно предмет конфликта, не переходя на личности человека.
  • Не пускать на самотек ситуацию и не допускать её затухания. Закрыть глаза на конфликт самое простое и неэффективное, что только может быть. Двигайтесь к цели за счет разрешения сложностей.

Пути разрешения конфликтов

Любой конфликт имеет двойственную структуру. С одной стороны – это люди, которые были непосредственно вовлечены в конфликт. С другой – сама причина конфликта (предмет конфликта). Поэтому конфликт нужно решать сразу с двух сторон во избежании нарастания конфликта с одной из сторон.

Зачастую конфликты успешно решаются и не требуют никакого вмешательства со стороны. Однако бывают такие противоречия,  с которыми самостоятельно разобраться не получается. В таком случае, можно прибегнуть к нескольким способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций:

  1. Используйте общественное мнение.  Есть категория людей, для которых общественное мнение имеет большое значение, поэтому его  можно подключать в качестве одного из способов влияния на оппонента. В случае, когда оппонент ждет поддержки со стороны коллектива, но не получает её – это может вызвать сильные переживания.  В таком случае конфликт можно погасить и найти выход из него, когда один из оппонентов опасается неодобрительного мнения со стороны окружающих. Небольшая ремарка – фактически данный метод может решить проблему внешне, но корень самой проблемы останется не решенным, т.к. каждый участник конфликта всё равно останется при своём мнении.  
  2. Третейский судья.  Метод подходит, если есть возможность обратиться к авторитетному и уважаемому человеку, мнение которого имеет вес среди участников конфликта. При этом сам авторитет должен затрагивал именно нравственную сторону конфликта и быть честным, порядочным и справедливым человеком.
  3. Поговорите по душам.  Отличная возможность для всех участников конфликта выявить причину столкновения интересов  - сесть за стол переговоров. Очень эффективный способ для того, чтобы обсудить недовольства и разногласия. Главное – удержать дискуссию в рамках и не переходить на личности. Ещё одно важное условие при переговорах – дать другому человеку высказать свое мнение, свое видение проблемы спокойно и без упреков используя трёхчастное высказывание по принципу «моё чувство – повод – что это означает для меня». Например: я злюсь (моё чувство)  на тебя, потому что ты работаешь в выходные дни (повод), для меня это означает, что ты не хочешь проводить со мной время.
  4. Объективность. Подход предполагает посмотреть на проблему  участникам конфликта со стороны. Эмоции, личностные характеристики и упоминание поступков не приемлемо.  Третейский судья здесь играет сдерживающую роль и следит за тем, чтобы участники контролировали свои эмоции. При наилучшем раскладе накал страстей снижается, а психологическая взаимосвязь между участниками налаживается. При этом третейский судья сам должен быть объективен, беспристрастен и порой даже нестандартно мыслить, от этого многое зависит.
  5. Натянутые отношения. Зачастую случается так, что вроде и конфликт разрешен, но между участниками всё равно висит неприятное и раздражающее напряжение. Отсюда может возникнуть новая волна непониманий и противоречий. Что с этим можно сделать? Поставить задачу, где необходимо действовать сообща ради общих интересов. Это сформирует доверие и сбалансирует взаимоотношения.
  6. Взрыв. Метод «взрыва» применяется, когда в коллективе возникает конфронтация, усугубляющая не только отношения между участниками, но и негативно влияющая на общее дело. Осложняется всё ещё и тем, что участники конфликта – незаменимые и высококлассные специалисты. Что можно предпринять в этом случае? Собраться всем коллективом и выразить недовольство тем, какая обстановка складывается из-за спорщиков, и как это отражается на работе в целом (либо если конфликт происходит в семье – обозначить недовольство должны все члены семьи). Данный способ непростой, но эффективный. От участников потребуется быть тактичными, чтобы никто не остался обиженным, а в случае чего – постараться утрясти разногласия на позитивной ноте.

 

Конечно, каждый конфликт предвидеть невозможно, но умение предполагать, что в конкретной ситуации может произойти конфликт является один из факторов успеха с точки зрения выстраивания доводов, ценной теории и практики. А идеальных способов разрешения конфликтов просто не существует, должны сойтись много факторов для быстрого и безболезненного решения спорной ситуации. И вместе с этим, применяя проверенные психологические приемы можно пройти все трудности, построить и укрепить доверительные отношения.

Бесплатная консультация
Оставьте свои данные, менеджер оперативно свяжется с Вами и проконсультирует по всем вопросам.
Запросить консультацию

Другие статьи психолога

Простые упражнения для памяти и внимания | на сайте «Лотос»
Мы все знаем, что физическая форма и регулярные тренировки необходимы для здоровья нашего тела. Но часто мы забываем о том, что так же важно тренировать наш мозг и развивать его способности.
Как улучшить продуктивность мозга? | на сайте «Лотос»
Современная нейробиология продолжает раскрывать перед нами тайны функционирования человеческого мозга, и каждое новое открытие заставляет нас восхищаться его сложностью и мощью. Но не только это впечатляет – благодаря этим знаниям мы можем улучшить свою продуктивность и мышление. Давайте рассмотрим несколько нейрохаков, которые помогут нам в этом.
Почему после сна мы чувствуем усталость? | на сайте «Лотос»
Как правило, наш организм испытывает усталость в конце дня. Это естественная реакция на тяжелую работу или физическую нагрузку. После долгого дня мы часто чувствуем себя измотанными и ищем способы расслабиться и отдохнуть. Однако если усталость не проходит даже после полноценного сна и отдыха, это может быть тревожным сигналом.
Психолог или психиатр? | на сайте «Лотос»
Многие люди часто путаются в том, когда следует обратиться к психологу, а когда – к психиатру. Однако, хотя оба этих специалиста работают в области психического здоровья, их функции и методы работы отличаются друг от друга.