Конфликты могут возникнуть в любой среде и при любых обстоятельствах, и это – нормально. Это признак наличия отношений между людьми. Есть чудесная фраза «Если хотя бы один человек конструктивен и умеет управлять конфликтом – конфликт не состоится». Но как бы то ни было, полностью избежать конфликтов невозможно, особенно когда «накипает» и эмоции берут верх. А «родившись», конфликт продолжает развиваться, поэтому их нельзя оставлять без внимания и необходимо постараться решить конструктивным способом. Для этого существует множество различных методов разрешения конфликтов в зависимости от характера, участников, инструментов и рычагов воздействия.
Модель разрешения конфликтов
Согласно многочисленным исследованиям, отношения (будь то личные или рабочие) рушатся не в результате конфликтов как таковых, а из-за неправильных форм разрешения их и нежелания находить компромиссы. Сами по себе конфликты - это вовсе не плохо. Наоборот, они могут помочь выстроить близкие и качественные взаимоотношения при проверенных методах их решения.
Прежде чем применять те или иные методы разрешения конфликтных ситуаций, необходимо:
- Принять тот факт, что конфликты неизбежны. Это действительно так, конфликты возникают у ВСЕХ людей на протяжении всей жизни, от этого никуда не деться.
- Расширить свой взгляд на ситуацию в целом, не думать только в одном направлении.
- Уважать мнение другого человека. Каждый имеет право думать так, как считает нужным.
- Держать себя в рамках, обсуждать исключительно предмет конфликта, не переходя на личности человека.
- Не пускать на самотек ситуацию и не допускать её затухания. Закрыть глаза на конфликт самое простое и неэффективное, что только может быть. Двигайтесь к цели за счет разрешения сложностей.
Пути разрешения конфликтов
Любой конфликт имеет двойственную структуру. С одной стороны – это люди, которые были непосредственно вовлечены в конфликт. С другой – сама причина конфликта (предмет конфликта). Поэтому конфликт нужно решать сразу с двух сторон во избежании нарастания конфликта с одной из сторон.
Зачастую конфликты успешно решаются и не требуют никакого вмешательства со стороны. Однако бывают такие противоречия, с которыми самостоятельно разобраться не получается. В таком случае, можно прибегнуть к нескольким способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций:
- Используйте общественное мнение. Есть категория людей, для которых общественное мнение имеет большое значение, поэтому его можно подключать в качестве одного из способов влияния на оппонента. В случае, когда оппонент ждет поддержки со стороны коллектива, но не получает её – это может вызвать сильные переживания. В таком случае конфликт можно погасить и найти выход из него, когда один из оппонентов опасается неодобрительного мнения со стороны окружающих. Небольшая ремарка – фактически данный метод может решить проблему внешне, но корень самой проблемы останется не решенным, т.к. каждый участник конфликта всё равно останется при своём мнении.
- Третейский судья. Метод подходит, если есть возможность обратиться к авторитетному и уважаемому человеку, мнение которого имеет вес среди участников конфликта. При этом сам авторитет должен затрагивал именно нравственную сторону конфликта и быть честным, порядочным и справедливым человеком.
- Поговорите по душам. Отличная возможность для всех участников конфликта выявить причину столкновения интересов - сесть за стол переговоров. Очень эффективный способ для того, чтобы обсудить недовольства и разногласия. Главное – удержать дискуссию в рамках и не переходить на личности. Ещё одно важное условие при переговорах – дать другому человеку высказать свое мнение, свое видение проблемы спокойно и без упреков используя трёхчастное высказывание по принципу «моё чувство – повод – что это означает для меня». Например: я злюсь (моё чувство) на тебя, потому что ты работаешь в выходные дни (повод), для меня это означает, что ты не хочешь проводить со мной время.
- Объективность. Подход предполагает посмотреть на проблему участникам конфликта со стороны. Эмоции, личностные характеристики и упоминание поступков не приемлемо. Третейский судья здесь играет сдерживающую роль и следит за тем, чтобы участники контролировали свои эмоции. При наилучшем раскладе накал страстей снижается, а психологическая взаимосвязь между участниками налаживается. При этом третейский судья сам должен быть объективен, беспристрастен и порой даже нестандартно мыслить, от этого многое зависит.
- Натянутые отношения. Зачастую случается так, что вроде и конфликт разрешен, но между участниками всё равно висит неприятное и раздражающее напряжение. Отсюда может возникнуть новая волна непониманий и противоречий. Что с этим можно сделать? Поставить задачу, где необходимо действовать сообща ради общих интересов. Это сформирует доверие и сбалансирует взаимоотношения.
- Взрыв. Метод «взрыва» применяется, когда в коллективе возникает конфронтация, усугубляющая не только отношения между участниками, но и негативно влияющая на общее дело. Осложняется всё ещё и тем, что участники конфликта – незаменимые и высококлассные специалисты. Что можно предпринять в этом случае? Собраться всем коллективом и выразить недовольство тем, какая обстановка складывается из-за спорщиков, и как это отражается на работе в целом (либо если конфликт происходит в семье – обозначить недовольство должны все члены семьи). Данный способ непростой, но эффективный. От участников потребуется быть тактичными, чтобы никто не остался обиженным, а в случае чего – постараться утрясти разногласия на позитивной ноте.
Конечно, каждый конфликт предвидеть невозможно, но умение предполагать, что в конкретной ситуации может произойти конфликт является один из факторов успеха с точки зрения выстраивания доводов, ценной теории и практики. А идеальных способов разрешения конфликтов просто не существует, должны сойтись много факторов для быстрого и безболезненного решения спорной ситуации. И вместе с этим, применяя проверенные психологические приемы можно пройти все трудности, построить и укрепить доверительные отношения.